Валерий Пчелин: Краснодару не хватает скульптур
О городской скульптуре
Без современных декоративных форм, без городской скульптуры, без средового дизайна города как такового не будет. Часто современная архитектура агрессивна и антигуманна, подавляет человека. Малые архитектурные формы сглаживают переход от огромного и отстраненного к соразмерному человеку. Они сглаживают контраст между техногенным и частным, а еще украшают пространство и создают позитивный эмоциональный фон. Скульптура может быть разнообразной, это не только памятники или игровые, интерактивные вещи. И чем ее больше, тем лучше. Главное – грамотно устанавливать скульптурный объект, чтобы он органично вписывался в окружающую среду. Абстрактную скульптуру желательно размещать либо в нейтральной парковой зоне, либо в урбанистической атмосфере новых районов. В малоэтажном историческом центе Краснодара уместнее смотрится классика.
О Краснодаре
Краснодар – быстроразвивающийся и бурлящий город с достаточно молодым населением, город с большими перспективами. И естественно, что здесь хотелось бы видеть больше объектов, которые бы подчеркивали стремление ко всему современному. Но, несмотря на свой масштаб и численность населения, Краснодар продолжает оставаться пустыней в плане современной скульптуры. Мы отстаем даже от других регионов, даже наш сосед Ростов-на-Дону выглядит получше. Особенно печальная ситуация в новых и строящихся микрорайонах нашего города. Не на что глаз положить, все однотипное, нет изюминки. А если сравнивать нас с европейскими городами, то в городе, в сущности, почти и не на что смотреть. Даже все, что сделано в последние годы, – это капля в море. Краснодару надо больше модернистских объектов, чтобы сделать его ярким и современным.
О модернизме на улицах города
Что можно сказать об арт-объектах, которые художники Краснодара предложили разместить на улицах города? Несмотря на то, что они вызвали неоднозначную реакцию горожан, некоторые из этих работ очень выразительные! На то художник и существует, чтобы идти немного впереди своего времени. Сначала общество не понимает и не всегда принимает современное творчество. А потом все становится на свои места. Видимо, пришло время воплотить в нашем городе и такие объекты. Еще несколько лет назад, когда мы, скульпторы, предлагали модернисткие скульптурные проекты для города, это не вызывало понимания у администрации. Новое поколение сити-менеджеров более подготовлено к тому, чтобы воспринимать новые течения в искусстве. Хотелось бы, чтобы все получилось с первого раза. Чтобы работы были не только эффектными, но и вандалостойкими, чтобы требовали минимального ухода, чтобы и через десятилетия мы могли ими любоваться.
О затратах и о спонсорах
Городская скульптура – всегда очень затратное дело. Из общения с европейскими коллегами я знаю, что большая часть скульптур устанавливается за счет негосударственных денег. Дарителями выступают либо общественные объединения, либо благотворительные фонды, либо предприниматели. Украшение своего города – это возможность увековечить свое имя. Конечно, за границей такие поступки поддерживаются законодательно, и меценатам предоставляются налоговые льготы. Возможно, когда-нибудь и в нашей стране примут соответствующие законы.
О «Собачках»
В моем случае так произошло со скульптурной композицией «Собачкина столица». В 2007 году мэрия решила создать игровую композицию, в которой бы были обыграны строки из стихотворения Владимира Маяковского про Краснодар. Он увидел на улицах Краснодара много собак разных пород и назвал наш город «собачкиной столицей». Для воплощения выбрали мой эскизный проект: пара собак, одетых по моде прошлого столетия, прогуливается под ручку. Собачки якобы встретились под зданием с часами на пересечении улиц Мира и Красной и совершают променад. Когда встал вопрос о финансировании, партнером выступила корпорация «Девелопмент-Юг». О чем и сообщается на табличке, прикрепленной к цокольной части постамента скульптуры.
Справка: Валерий Пчелин — российский художник и скульптор, член Союза художников России, автор скульптур из дерева и монументальных композиций в бронзе. Его работы «Собачкина столица» (2007) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (2009) относятся к достопримечательностям Краснодара. Участник международных арт-событий и скульптурных симпозиумов в Германии, Китае, Швейцарии, Южной Корее. В течение шести лет был приглашенным художником крупной международной выставки современного искусства Nord Art (Бюдельсдорф, Германия), где создал ряд арт-объектов для скульптурного парка и выставочных пространств.